Фото пресс-службы ООО «Магнит»
В ходе рейда были обнаружены несанкционированные свалки рядом с контейнерными площадками в частном секторе. Мусор за пределами санитарных установок неоднородный и не относится к ТКО. Это шины, отходы от капитального ремонта, стройматериалы, однако большую часть мусорных навалов составляют спиленные деревья, ветки и другие растительные остатки.
На территориях многоквартирных домов подобное явление также не редкость. Многие омичи ошибочно полагают, что региональный оператор должен забирать ветки и шины поэтому несут их на контейнерные площадки.
Между тем на вопрос, вывозит ли регоператор растительные отходы, начальник отдела логистики компании «Магнит» Николай Хроленко дает твердый ответ - нет, не вывозит! Этот вид отходов не включен в норматив накопления и не учтен при формировании тарифа.
«Отходы от ухода за древесно-кустарниковой растительностью вывозятся по отдельным договорам. В МКД их вывоз закреплен за организациями, осуществляющими управление домом. Ответственность за вывоз растительных и древесных отходов в частном секторе несет собственник, который их произвел», - разъясняет представитель регионального оператора.
Все владельцы земельных участков, на которых образуются древесные, а также растительные отходы обязаны позаботиться об этом путем обращения в специализированную организацию. Если свалка образовалась, а виновника найти не удалось, обязанность по ее ликвидации возлагается на хозяина земельного надела. За порядок на муниципальной территории ответственны органы местного самоуправления.
Первый заместитель директора департамента городского хозяйства Михаил Горчаков высказывает по этому поводу сомнение. Он считает, что такое решение является позицией исключительно омского регоператора и полагает, что отходы от кронирования деревьев может вывезти компания «Магнит».
Свою точку зрения чиновник объясняет тем, что обязанность по содержанию контейнерных площадок в ИЖС законом закреплена за муниципалитетом, администрация обязана следить, чтобы не происходило захламление санпостов, и раз растительный мусор не вывозит регоператор, это обязан сделать муниципалитет.
«Трудно установить кто и когда спилил, выкорчевал дерево, а муниципалитет должен тратить на вывоз такого мусора средства. У нас нет уверенности, что это наша обязанность. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) предусматривает что в состав ТКО входят растительные отходы», - неуверенно заявляет Горчаков, но журналистам дает обещание, что растительные отходы УДХБ вывезет.
Руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ в Омской области Юрий Федотов считает, что нестыковки в законодательстве и противоречивость нормативных актов вносят сумятицу в процесс вывоза отходов. Хочется более точных формулировок.
Глава регионального оператора Карен Егоян также прокомментировал вопрос вывоза порубочных и растительных остатков. Он рассказал, убеждение, будто древесный и растительный мусор региональный оператор обязан забрать вместе с обычными отходами или крупногабаритом, — это ошибка. Растительные отходы – не ТКО, к мусору, который образуется в жилье омичей они не имеют никакого отношения и в зону ответственности регионального оператора они не входят.
«К сожалению, представители органов власти часто демонстрируют неосведомленность в вопросах обращения с отходами, так они вводят население в заблуждение и осложняют себе работу. Объяснить это могу тем, что отрасль обращения с отходами в стране только формируется и нормативно-правовая база чиновниками до конца не изучена. Более того она нарабатывается в процессе деятельности регоператоров. Омская область не пионеры в этом вопросе, не «Магнит» решил, что растительные отходы не относятся к ТКО. Регоператор неукоснительно соблюдает законодательство и уже не раз доказывал это в спорных вопросах. Поясняю для сомневающихся: по основному признаку Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – как отходы, образующиеся исключительно в жилых помещениях, растительные отходы: ботва, ветки, порубочные кряжи, пожухлая трава и т.д. не соответствуют определению ТКО. Мы изучаем опыт других регионов, общаемся с коллегами, специалистами федеральных ведомств, участвуем в обучающих семинарах и с полной ответственностью заявляем, что региональные операторы во всех субъектах РФ работают по общим правилам», – говорит глава регоператора.
А правила эти определены нормами законодательства, поэтому гадать, кто должен вывозить растительные и древесные отходы нет необходимости. Действительно, по федеральному классификационному каталогу (ФККО) в состав твердых коммунальных отходов, могут входить отходы, которые образуются за пределами жилых помещений. Однако речь идет об отходах от содержания домашних растений и уличном смете, с проездов и тротуаров подъездов. Эти правила относятся непосредственно к придомовой территории МКД. Такого мусора набирается ведро/два, дворники выбрасывают его в контейнеры, и регоператор, подтверждает, что такие отходы он вывозит.
«А вот порубочные остатки, кряжи, отходы корчевания пней, сучья, ветки, подлески, подгон, сухостой, обломки стволов, в том числе образовавшиеся во время урагана относятся к группе отходов при лесоводстве и лесозаготовках. Растительные отходы, образованные при обрезке, кронировании и сносе относятся к зелени древесной (код ФККО 1 52 110 03 25 5), отходы валежника, опавших ветвей и иных аналогичных отходов - к отходам малоценной древесины (код ФККО 15411001215) и т.д. Ничего нового, просто цитирую ФККО и призываю представителей органов власти внимательно изучить этот документ и верно его трактовать, - продолжает Карен Егоян. – Помимо ФЗ №89, ФККО, «Порядком накопления ТКО» - документом, утвержденным региональным Минприроды, вывоз растительных и древесных отходов региональным оператором, также не предусмотрен. Добавлю, что тариф на коммунальную услугу «обращение с ТКО» подлежит государственному регулированию, средства потребителей приравниваются к бюджетным и вывоз отходов, не заложенных в тариф, законодатель трактует как нецелевое использование средств. У муниципалитета отсутствуют полномочия для того, чтобы понудить регоператора к нарушению законодательства».
Однако у окружных администраций достаточно инструментов, чтобы ужесточить контроль за злостными нарушителями правил утилизации древесных отходов. В соответствии с Решением Омского горсовета № 45 от 25 июня 2017 года самовольный снос деревьев запрещен. Этот процесс необходимо согласовать, получить порубочный билет. Убрать древесные остатки в течение короткого времени обязаны организации или лица, осуществляющими эти работы. Кроме того, за самовольный спил насаждений, а также за выбрасывание спила древесных остатков в неположенных местах и в мусорные контейнеры рядом с домом, предусмотрена административная ответственность. Если разъяснительная работа не даст результат, то штрафы заставят нарушителей соблюдать закон.
Бывает и так, ТКО лежит вперемешку с растительными, строительными и другими некоммунальными отходами. Водители мусоровозов в таких случаях не занимаются сортировкой и такие кучи не вывозят. Это забота муниципалитета и других собственников земельных участков. Такую картину участники рейда наблюдали на контейнерной площадке по улице 7-ая Северная, это место омичи прозвали проклятым. Здесь сгружают мусор целыми газелями «серые возчики». Напротив, расположилась СТО, и вокруг площадки разбросаны шины.
Не меньше двух раз в неделю здесь делают полную зачистку территории, дополнительно установили восьмикубовый бункер, но больше двух/трех часов чисто не бывает. Кстати, сами жители частного сектора, тоже принимают участие в создании свалок.
На глазах у журналистов и участников рейда подросток выгружает тележку с мусором землю, в кучу веток и стволов. Рядом стоит полупустой бункер. На вопрос почему отходы не выбросил в емкость, юный омич недоумевает: «Так тут валяется мусор…».
Вот так и происходит – чей-то друг, сосед, знакомый, родственник выбросил пакет с мусором, пластиковую бутылку, окурок сигареты не в урну, не в контейнер, а там, где ему удобно и тем самым положил начало свалке.
Омичи нередко жалуются на стихийные свалки – неприятно видеть кучи мусора по дороге домой или на работу, при этом словно забывают, что свалки не образуются сами по себе, их создают люди. Очевидно, что заинтересованность в их отсутствии должны проявлять не только регоператор, общественники, депутаты, муниципалитет, управляющие компании, ТСЖ, но сами жители Омска.