Наши соцсети

  

Кот Магнитик

 

Наша почта

info@magnit-tko.ru

Почта для резюме

ev.filinberg@magnit-tko.ru

Горячая линия на WhatsApp

8-962-054-85-53

Диспетчер

8 (3812) 35-25-25

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ ОТРАСЛИ ТКО В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Пресс-служба ООО «Магнит»

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА НА ЮГО-ЗАПАДЕ СИБИРИ, ЕЕ ТЕРРИТОРИЯ СОСТАВЛЯЕТ 0,82 % ПЛОЩАДИ РОССИИ. ПО ЭТОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ РЕГИОН ЗАНИМАЕТ 28-Е МЕСТО В СТРАНЕ. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ «ТБО» №6 2022 ГОД.

Ежегодно здесь образуется 820 тысяч тонн отходов. До начала реформы только 3% от упомянутого объема распределялось на легальные объекты, отсутствовала спецтехника для вывоза мусора, сортировочные линии. В настоящее время региональному оператору удалось привлечь 2 млрд рублей инвестиций, создать 2 мусоросортировочных комплекса и 17 легальных объектов для размещения отходов, контейнерная потребность закрыта, более чем на 60%, апробируется система раздельного сбора.

Однако, подводные камни и непредвиденные обстоятельства, возникающие при формировании тарифной системы и сборе платежей за вывоз ТКО, взаимодействии с операторами и контролирующими органами, идущие в ногу с «мусорной» реформой в России, не обошли и этот регион. Об этих и других нюансах обращения с ТКО в Омской области, мы решили поговорить с исполнительным директором единого регионального оператора ООО «Магнит» Дмитрием Третьяковым.

- Дмитрий, расскажите, пожалуйста, подробнее, как обстояли дела с коммунальными отходами в регионе до начала «мусорной» реформы?

—  Ситуация в Омской области не сильно отличается от других регионов нашей страны. До начала реформы инфраструктура обращения с отходами здесь отсутствовала. С советских времен существовало несколько свалок, куда везли несортированный мусор, закатывали его и на этом все заканчивалось.

- Как отнеслись к приходу регионального оператора местные перевозчики и утилизаторы?

—  Непростая тема. С одной стороны, перед региональным оператором не стояла миссия подменить исторически сложившийся класс бизнеса, который занимался перевозкой мусора в регионе и хорошо понимал эту отрасль. Более того, на старте реформы губернатор Омской области публично озвучил просьбу, суть которой заключалась в сохранении старой команды мусорных перевозчиков. Особенно в сельских районах, где количество рабочих мест не такое большое. Мы выполнили это пожелание. Первые полтора года практически все перевозчики, которые работали до реформы, встроились в систему работы регоператора через субподряд. Конкурс выигрывал крупный игрок рынка, а местные компании работали на субподряде, с меньшим объемом ответственности. Им так было комфортнее – у регоператора достаточно жесткий договор и требования: спецформа, требования к технике безопасности, соблюдение графиков вывоза, штрафы за их нарушение. Однако эта практика обернулась для регоператора очень серьезными проблемами, об этом расскажу чуть позже.

Сегодня мы выбираем для себя иной формат работы – у нас есть отыгранные аукционы, есть прямые подрядчики, и мы настойчиво рекомендуем нашим партнерам отказываться от практики субподряда.

- Приход в регион мусорной реформы также ознаменовался мировыми событиями, такими как пандемия и экономические санкции? Наверняка они осложнили и без того непростую ситуацию. Как с этим справлялись?

—   Да, это были сложные три года. Наш регион вошел в реформу с 1 апреля 2019 года, и, сразу мы столкнулись со сложностями, которые знакомы всем региональным операторам – работа с юрлицами, физлицами, формирование абонентской базы, выстраивание логистики.

Мы выяснили, что к примеру, что в Омской области есть населенные пункты, где дорожное сообщение весной отсутствует напрочь, так как дорогу размывает. А нет дороги, нет вывоза. Или другой случай – подрядчик закупил современную европейскую спецтехнику, а часть омских улиц по своим габаритам просто неспособна пропустить ее. В сельских районах главы поселений на субсидии закупили контейнеры, и, конечно, они понятия не имели, ни о боковой, ни о задней загрузке мусоровоза. В итоге оказалось, что местная техника не может забрать мусор, так как по параметрам контейнер и мусоровоз не совпадают. Много всего было в первый год становления реформы, и регоператор достойно выходил из всех перипетий.

2020 год – год пандемии, тоже очень непростой. С одной стороны у нас сформировался пакет потребителей – юрлиц, с другой – мы помним, как массово закрывались учреждения культуры, торговли, общепита. В этой ситуации расходы регоператора остались неизменны, объемы ТКО в секторе жилой застройки, наоборот, выросли, на отдельные точки мы выезжали два, три раза в сутки. Добавились затраты на средства дезинфекции и индивидуальной защиты, а объем юрлиц, готовых сдавать свой мусор по установленному тарифу, сократился в два раза. И тут, спасибо огромное, нас выручили меры федеральной поддержки. Они сильно помогли не только нам, но и другим региональным операторам. Впоследствии этот своеобразный беспроцентный кредит вычли, но в моменте он очень помог.   

На дворе 2022 год и вновь мы находимся в особых обстоятельствах, когда часть наших крупных потребителей, ушла с рынка. А поскольку работаем мы планово, то в НВВ платежи от этих потребителей учтены, но на данный момент мы не получаем от них оплату. Мы также видим нестабильность среди физлиц. Люди стараются минимизировать затраты, иногда, это, к сожалению, выливается в отсрочку платежей по коммунальным квитанциям. В итоге собираемость падает.

Ну и третий момент – серьезно выросли затраты на обслуживание спецтехники. Нам об этом сигнализируют все наши транспортные операторы. Возчики говорят о том, что раньше замена гидравлики в Скании стоила порядка 180 тысяч рублей, сегодня – не менее 800 тысяч.  Это очень серьезно, потому что отыграны трехлетние контракты, в которые транспортировщики закладывали одни расходы, и никто не подозревал, что доставка импортных запчастей будет в разы сложнее и дороже. Мы с нетерпением ждем мер поддержки, которые сегодня обсуждаются в Федерации. И очень надеемся, что они будут своевременными и интенсивными.  

- А на текущий момент уже получили какую-то поддержку или варианты помощи только рассматриваются?

—  Совсем недавно в регионе прошла пресс-конференция «Три года реформы ТКО в Омской области». Одним из вопросов, который освещался на ней, стало получение регоператором письма о невозможности оказания услуги по вывозу отходов одним из наших возчиков. Причина – задолженность регионального оператора перед транспортной компанией.

Как так вышло? Это долгая история.

Кассовый разрыв копился на протяжении трех лет. Изначально на самом старте реформы регоператора подкосило решение ФАС РФ о снижении тарифа. Напомню, что в апреле 2019 года РЭК рассчитала тариф на обращение с ТКО в размере 133,21 рублей на одного проживающего, однако уже в июле того же года ФАС России, обвинив регулятора в нарушении ценообразования,  предписала тариф пересчитать. В августе 2019 года нам снизили расходы на транспортировку вдвое. Из тарифа были исключены 1,2 млрд рублей валовой выручки. Тариф опустился до 67 рублей.

На тот момент расходы компании превышали поступающие платежи от населения и возникла первая серьезная задолженность перед возчиками. Позднее в суде мы доказали, что снижение тарифа было некорректным, суд предписал вернуть расходы на транспортировку, но до сих пор этого не произошло. Мы также до сих пор не можем найти 350 тысяч омичей, которые заложены в нашей валовой выручке и которым должны делать начисление за ТКО. Гипотетически регоператор должен получать от них оплату, но где прописаны и где находятся эти люди мы не знаем. Эти потребители существуют согласно данным переписи и поэтому РЭК учитывает их в НВВ. И это сложности не только Омской области. Практически все регоператоры говорят о том, что не могут найти своих потребителей. Также огромное количество юрлиц до сих пор не заключило договор с регоператором.

Все это приводит к тому, что на 100 рублей счета, выставленного перевозчиком, живых денег у регоператора есть 60, иногда 70 рублей. Кассовый разрыв нарастает. Поэтому 1 апреля мы вынуждены были анонсировать заявление одного из наших перевозчиков. Надо отдать должное Правительству региона, нашему профильному министерству экологии – они очень быстро отреагировали на эту ситуацию, провели несколько серьезных совещаний и сегодня можно смело сказать, что Омская область не бросила регионального оператора в беде.

На региональном уровне выработан комплекс мер поддержки, сегодня субсидии находятся в финальной стадии обсуждения. Сразу отмечу, что это временная помощь, своего рода кредит, на преодоление текущей ситуации. Все поступления, которые регоператор получит от региона, согласно тарифному законодательству, будут вычитаться. Но для нас это очень большая помощь, благодаря этим мерам поддержки, мы смогли убедить возчиков продержаться еще месяц, полтора, пока эти меры поддержки не подействуют. Сегодня ситуацию удалось стабилизировать. Очень надеемся, что федеральное Правительство тоже сможет в короткий срок сформировать пакет поддержки и все наши коллеги по стране смогут им воспользоваться.

- Некоторые из наших читателей наверняка слышали о громких судебных спорах, связанных с формированием тарифа на вывоз ТКО в Омской области. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

—  Это долгая эпопея, постараюсь изложить тезисно. В начале реформы в регионе проводился конкурс и прогнозировался тариф на коммунальную услугу с учетом, того, что у регоператора будет определенный уровень валовой выручки и дохода, который гарантировался тем, что в Омской области проживает 2 миллиона населения и есть около 40 тысяч юридических лиц. Все эти потребители должны оплачивать услугу по обращению с ТКО и за счет этого регоператор должен осуществлять свою деятельность. Также мы знаем, что тарифное законодательство позволяет извлекать 5% прибыли из валового дохода.
Хорошая бизнес модель.  Мы все просчитали: готовность инвестиций в Омскую область, готовность в ней работать, и зашли в регион, так сказать, «засучив рукава». К сожалению, буквально спустя три четыре месяца, произошло то, что впоследствии назовут технической ошибкой.

На прямую линию президенту дозвонился омич, который выразил свою проблему. В одной руке он держал квитанцию за март – услуга по вывозу ТКО стоила 133 рубля. В другой – квитанцию за апрель и в ней та же самая услуга стоила 266 рублей. Омич возмутился: «Как так, есть пределы росту тарифа, 7-8%, допустимо, а здесь тариф вырос в 2 раза!». Президент дал справедливое поручение ФАС России, провести работу и разобраться – рост тарифа в 2 раза не допустим. К сожалению, исполнено оно было очень быстро и решение было простым – снизить тариф в Омской области в 2 раза. Позже выяснилось, что дозвонившийся на прямую линию омич, заплатил за вывоз ТКО не той организации, поэтому него образовалась задолженность. Соответственно в следующем месяце регоператор выставил ему счет за апрель и за май. Роста тарифа не было, но дело уже было сделано.

Пока мы судились, доказывали свою правоту – 1, 5 года работали с пониженным тарифом, исполняя свои обязательства перед возчиками и другими организациями в полном объеме. Мы дошли до Верховного суда, доказали, что тариф законный, все затраты, которые в него включены обоснованы, но это довело регоператора до колоссальных убытков.

Сегодня на дворе 2022-ой год. И денег, которые тогда были изъяты по решению ФАС, мы до сих пор не получили в полном объеме. Убыток регоператора в Омской области составляет 4, 7 миллиарда рублей. Колоссальная цифра и мы каждый день боремся за существование. Пока до банкротства не дошло. Но каждый день – это борьба.

И третий момент, который я обещал анонсировать. Это тоже важно. Мы получили от органов надзора судебную претензию в рамках тарификации. И на примере этой претензии я как раз хочу объяснить, почему сегодня мы не рекомендуем нашим прямым подрядчикам брать возчиков на субподряд.

Предположим, вы возчик мусора, вы выиграли контракт на транспортирование мусора из «Большой Глушицы». Вы торговались, у вас было несколько оппонентов на торгах, но вы предложили лучшую, то есть самую низкую цену. Вы отторговали миллион рублей, на то, чтобы вывозить мусор в течение года из Большой Глушицы.

Так получилось, что у вас смешенная система ведения деятельности. Вам можно выиграть мой тендер, имея в качестве самого себя директора, никто не запрещает взять вам в аренду технику или привлечь субподрядчика для вывоза мусора. Часть мусора вы вывозили собственными силами, а для остальных работ привлекли местный МУП. Вы бизнесмен, честно заплатили с одного миллиона НДС и, взяв на субподряд МУП, ваш субподрядчик получил немного меньше, чем вы, подрядчик основной, выигравший торги.

Далее МУП привлек индивидуального предпринимателя, чтобы он вывозил отдаленные деревни своим трактором. Этот индивидуальный предприниматель тоже заплатил налоги – 6%. Таким образом, стоимость услуги вашей, отличается от стоимости услуги МУПа и ИП на 40%. Возчик, который в деревне вывозит мусор на тракторе делает это на 40% дешевле чем вы выиграли аукцион и по закону это не запрещено.

Вы заплатили налоги, оказали услугу с помощью двух субподрядчиков, но орган надзора – прокуратура, в суд приносит договор с ИП и говорит – обратите внимание в тарифе заложен миллион, а данный субъект, который оказывал услугу на территории этого населенного пункта вывез ее за 400 тысяч.

Таким образом, запрос прокуратуры сводится к тому, чтобы экономически обоснованные затраты регионального оператора снизить на период осуществления деятельности по стоимости субподрядчика. К сожалению, на сегодня и ФАС России поддержала, на наш взгляд, эту порочную практику. Суд в первой инстанции тоже согласился – затраты регоператора нужно сократить на этой территории до 400 тысяч рублей…

Как из этой ситуации выходить? Сегодня мы пытаемся понять это. Как быть, когда мы должны подрядчику 1 млн, а из нашего НВВ планируют вычесть 600 тысяч, как необоснованные расходы, хотя мы понимаем, что все стороны понесли расходы обоснованно и заслуженно.

Эта практика изучается нашими партнерами по всей стране. Поэтому мы и говорим, о том, что брать кого-либо на субподряд очень опасно.

То, что произошло в Омской области, может повториться в любом регионе. Более того наши коллеги звонят нам и судорожно говорят – подождите, у нас ведь тоже у всех были субподрядчики….

По логике ФАС России, если они сделали это с Омской областью, надо сделать и с другими регионами. Во всех субъектах РФ найти последнего субподрядчика и полностью пересчитать услугу за три года. Но это конец!

Это будет означать банкротство всех регоператоров России, так как в НВВ заложены одни деньги, а фактически на субподрядчиках можно дойти, до момента, когда слуга оказывается на 20-30% дешевле.

Как покрывать эту разницу? Регоператору сегодня никто не дает ответ на этот вопрос. Нам говорят, что это наши коммерческие риски, мы должны были убедить ИП на тракторе заявляться на аукцион. Но позвольте, человек даже не знает, что такое «ключ», как зарегистрироваться на торгах, ему это не нужно. Он хочет возить мусор из своей деревни на тракторе, получать честно деньги и кормить свою семью. Такая казуистика сегодня есть. Мы безусловно будем отстаивать свои права во второй инстанции, потому что считаем, что никаких нарушений законодательства допущено не было.

 - И все же, чего удалось добиться на текущий момент за 3 года, несмотря на все события и перипетии?

—  Сегодня в Омской области с нуля за три года создан огромный пласт новой отрасли обращения с отходами.  Работает 17 легальных площадок по захоронению отходов, на которых круглосуточно работают: сторож, учётчик, охрана. Поступающие отходы укладываются по специальной схеме, уплотняются бульдозером, просыпается техногрунтом. Все объекты оснащены противопожарным инвентарём, с сотрудниками проводится противопожарный инструктаж, поэтому крупных возгораний на полигонах нет. Компании, отвечающие за содержание данных объектов, также ведут контроль за состоянием и загрязнением окружающей среды. Берутся пробы атмосферного воздуха, почвы, шумового воздействия и подземных вод. Анализ делается по девяти показателям. Превышения концентраций по результатам всех исследований не обнаружено ни на одном из объектов. Параллельно этой работе два огромных завода принимают отходы на сортировку и извлекают из них полезные фракции, которые получают вторую жизнь становясь стульями, мебелью, совками, рюкзаками.

Мы видим, что развитие инфраструктуры обращения с отходами в Омской области не останавливается. Как регоператор и эксперт рынка мы подключаемся к этой работе и надеемся, что в ближайшие три года появятся три новых современных комплекса, которые будут оснащены лазерами, оптическими сепараторами, которые позволят извлекать уже не 7-10% полезных фракций, а гораздо больше. Мы планируем довести эту цифру до 50%, как и запланировано нацпроектом.

Мы видим такие производства, ездим в другие регионы, с коллегами руками щупаем эту технику и понимаем, что вот-вот она появится в Омской области. И тогда произойдет самое главное – 100% отходов, образуемых на территории Омской области, будут подвергаться качественному правильному обращению, сортировке. До половины фракций будет извлекаться и перерабатываться, а та часть, которая является не перерабатываемой, будет захораниваться на современных полигонах.

Когда это произойдет? Мы прогнозируем, что к 2025 году. Пока можно сказать одно. Япония проводила мусорную реформу 18 лет, Германия справилась за 15. Это достаточно дисциплинированные страны. За три года, наверное, мы не добились всего. Но, если за 5 лет мы добьемся всего того, о чем я вам рассказал, я думаю, это будет огромное достижение.

Спасибо, Дмитрий, за содержательное интервью! Есть о чем задуматься не только нам, но и отходообразователям.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ «ТБО»  №6 2022 год. 

Видеозапись интервью можно посмотреть здесь